RealEstate.ru: “Дорожная инфраструктура на 3 – 5 лет отстает от новостроек в Подмосковье” (ProEstate)
“Однако Екатерина Орлова, директор, партнер Real Estate Zemer Consulting & Development, пояснила, что в управлении сетями есть масса спорных моментов, касающихся прав собственников жилья на определенную часть коммуникаций.”
“Девелоперы, работающие в Мособласти, в один голос заявляют, что только качественный генплан региона может остановить хаотичную застройку
10 сентября во время дискуссии «Жилая недвижимость в Московской области: как соотносится градостроительная политика и эффективность девелоперских проектов?» в рамках Международного инвестиционного форума PROEstate, участники рынка в один голос заявили о том, что без качественного генплана территорий Московская область в самое ближайшее время превратится в «шанхай». Кроме того, застройщикам очень не хватает участия властей в инвестировании в транспортную, коммунальную и социальную инфраструктуру.
В частности, Роман Филин, замгендиректора по развитию «МИЦ-Девелопмент», рассказал, что строительство дорог по-прежнему является непосильной нагрузкой для застройщиков жилья. «На практике получается так, что дорожная инфраструктура отстает от строительства новых жилых объектов на 3 – 5 лет. То есть новые дома уже заселены, а нормальные подъездные пути к ним появляются только спустя это время. Понятно же, какими словами называют застройщика новоселы», – заметил он.
Также игроки рынка болезненно отреагировали на ограничение этажности в Подмосковье. Роман Филин заметил, что в сложившихся условиях ни о какой малоэтажке в экономкласе речи быть не может: с одной стороны, застройщик несет полное бремя организации инфраструктуры и это сказывается на стоимости квдаратного метра, а с другой, требования покупателей к малоэтажному жилью высоки. Например, по его словам, спрос резко снижается, если в доме даже в 3 – 4 этажа нет лифта.
С этим согласился и Дмитрий Гусев, гендиректор ГК «Глубина». Он уточнил, что лифт в малоэтажном доме добавляет к конечной стоимости квартир 2 – 2,2 тыс. рублей за кв. м. Он также заметил, что его компания научилась зарабатывать на прокладке коммунальных сетей, управляя межквартальными участками коммуникаций. Однако Екатерина Орлова, директор, партнер Real Estate Zemer Consulting & Development, пояснила, что в управлении сетями есть масса спорных моментов, касающихся прав собственников жилья на определенную часть коммуникаций. Гусев пояснил, что его компании удалось справиться с этими противоречиями, впрочем, не пояснил как.
Григорий Алтухов, советник президента ФСК «Лидер», и директор по стратегическому развитию «Сити-XXI век» Юрий Печников, заметили, что без генплана в Подмосковье продолжится хаотичная застройка.
«Девелоперы, строящие на соседних участках, при всем желании не могут скооперироваться на прокладке коммункаций и строительстве социальных объектов из-за того, что нет четкого планирования территорий и из-за разницы в этапах самого строительства. В итоге, получается абсурдная ситуация. Каждый строит для своего комплекса по школе, хотя могли бы вместе возвести одну большую и более качественную», – привел пример Алтухов.
В свою очередь, Роман Филин заметил, что опыт кооперации разных застройщиков на этапе прокладки инженерных сетей есть, но трудности выходят за рамки сотрудничества: «Бывает, что трубы нужно тянуть на 5 – 7 км, то есть через 300 – 400 участков, принадлежащих разным собственникам. И в этой ситуации бессильны даже очень крупные застройщики. Такое не потянуть ни по затратам, ни по согласованиям. Разрешить ситуацию можно, наверное, только на уровне губернатора», – пояснил он.
Впрочем, вопросы зонирования территорий и прокладки коммуникаций, участники дискуссии адресовали не только властям, но и крупнейшим лендлордам региона, которые могли бы на своих огромных владениях обеспечить планирование инженерной и транспортной инфраструктуры – однако пока они не видят в этом своих бизнес-интересов.”